- Подробности
- Категория: Статьи
- Опубликовано 17.07.2014 10:17
- Просмотров: 7520
Директор серии соревнований «Рейтинг Качества», АСТАХОВ В.Н.
ПАРАДОКСЫ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВИЛ СУДЕЙСТВА
И СИСТЕМЫ «СКЕЙТИНГ»
Система «Скейтинг» подсчета баллов и мест разработана в Англии и в течение многих лет (с 1954 года) с успехом используется на соревнованиях по бальным танцам, так как она позволяет получить результаты, учитывающие мнение большинства судей, даже если они расходились в своих оценках каждой из пар» (Справочник МФСТ, М.: с. 66).
Кем подсчитан этот успех и является ли он успехом? Давайте разберемся по порядку.
Начнем с оценки критериев судейства.
Танец (по Ожегову) – искусство пластических и ритмических движений тела; 2) ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений.
Критерий «Темп и основной ритм», по определению, является главным при оценке пар. Главным условием качественного танцевания пары является точное соблюдение темпа и ритма мелодии соответствующего танца. При применении классических правил соревнований пара, танцующая «вразрез» со звучащим ритмом, по остальным критериям «Линии корпуса», «Динамика», «Техника ног и стоп» не оценивается. Почему? Ведь пара реально существует в реальном измерении времени, не находясь в космическом пространстве. Первый парадокс. Мне очень часто доводилось видеть великолепные линии корпуса, изумительное владение техникой стоп, потрясающую динамику, но без соответствия звучащему ритму. Такую пару, как правило, выбрасывают из соревнований. Хотя, возможно, она заслуживает внимания и двигается по площадке гораздо техничнее пар, которые танцуют только ритм. Приведу пример из циркового жанра. Дрессированная шимпанзе способна отстучать четко ритм предложенной мелодии с полным отсутствием техники стилизованного танца. Так что же оценивают арбитры на самом деле, и насколько верны алгоритм оценки выступающих пар и система «Скейтинг»?
Обратимся ко второму парадоксу. По правилам соревнований, арбитры обязаны сравнивать пары по критериям в порядке, указанном в правилах. При этом невозможно объективно расставить пары по главному критерию «Темп, ритм» на первое, второе, третье и т.д. место или исключить из соревнований несколько пар (по одному плюсу или минусу в первом туре). Также невозможно объективно сопоставить пары по критериям «Линии корпуса», «Техника ног и стоп», «Динамика». Алгоритм работы арбитра по такой схеме можно предугадать: арбитр должен сопоставить ВСЕ пары захода по ВСЕМ критериям и определить первую, вторую, третью, четвертую, пятую, шестую и т.д. пары захода. Каким сверхъестественным, сверхуникальным мозгом должен обладать арбитр по спортивным танцам. И в таком режиме необходимо работать на протяжении всего соревнования.
Как показывает жизнь, арбитры – совершенно обыкновенные люди, живущие в нашем измерении, с такими же человеческими слабостями, как и у всех. Так чем же занимаются они при судействе пар по классической схеме? Вопрос риторический…
И это еще не все! В финале арбитры также демонстрируют несостоятельность классической системы судейства. Как известно, во всех видах спорта существует только техническое фиксирование качества выступление спортсмена, в том числе и в финале, выражающееся в определенной цифровой оценке: секундах, метрах, баллах. Вследствие сложившейся оценочной иерархии в спорте, можно ли спортивные танцы называть видом спорта? Нельзя! Удивительно другое, как на протяжении пятидесяти (!) лет танцевальный мир, так долго борющийся за введение его в программу олимпийских игр, работает по фестивальной системе оценки, совершенно не отражающую принципов судейства на спортивных соревнованиях. Необходима только конкретика, конкретика и еще раз конкретика. Спорт отличается от конкурса тем, что у него есть четко сформулированные критерии оценки и контроль за соблюдением объективности такой оценки, а фестивальные или конкурсные соревнования подразумевают «размазанное» судейство по «приблизительным» принципам: чья улыбка лучше, чей костюм эффектней. То есть, имеет место возведенный в ранг спортивного закона рекламный обман.
Теперь коснемся третьего парадокса, который наблюдается в определении мест, занятых парами по результатам всех танцев. Я не случайно выделил последнюю фразу. В календаре соревнований обычно стоит ST, LA, но результаты подводятся по каждому танцу в отдельности, хотя по логике результат должен выводиться по совокупности трех танцев. Есть ли разница?
Ниже представлены финалы реальных турниров.
Пример 1
1.Определение мест по каждому танцу в отдельности
2. Определение мест по трем танцам
Видно несоответствие распределения 5 и 6 мест. И такой пример не единичный.
Пример 2 (достаточно интересный)
1. Определение мест по каждому танцу в отдельности
Изображение временно отсутствует
2. Определение мест по трем танцам
Изображение временно отсутствует
Как видно из примеров, если по классической схеме начинать считать со второго тура, в котором 5–6 заходов, то, можно понять, с какими псевдорезультатами можно подойти к финалу.
Применяемый в настоящее время алгоритм подсчета мест имеет место быть, когда соревнования проводятся по отдельным танцам.
Какой можно сделать вывод? Система «Скейтинг» и традиционные правила соревнования не объективно отражают распределение пар по силам, поверхностно подводят итоги, фальсифицируя происходящее на паркете, искажая мнение арбитров, заставляя последних уклоняться от качественного судейства. Объективно, при существующих общепринятых правилах судейской оценки и системы «Скейтинг» спортивные бальные танцы не могут являться видом спорта.
Хотелось, чтобы внимательный, думающий читатель, которому не все равно, что происходит сегодня со спортивными танцами, как видом спорта, задумается и предложит свою схему выхода из кризисной ситуации, которая сегодня диктует нашему виду спорта переход в область шоу-бизнеса.
Использование в публикациях только с разрешения автора статьи.